Обзоры

Энергоаудит в России. Что? Зачем? Почему?

Энергоаудит в России — явление достаточно новое.  До выхода федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее — закон №261-фз) энергоаудиту подлежал достаточно ограниченный круг потребителей, в основном в сфере промышленности и коммунального хозяйства.Закон № 261-фз существенно расширил круг пользователей услуг энергоаудита. В то же время, как показывает практика нашей работы, у большинства из них нет понимания даже самых основополагающих моментов, связанных с тематикой энергоаудита.

Существует достаточно много учебных пособий, научных трудов и иных академических изданий, посвященных энергетическим обследованиям (энергоаудиту). Однако большинство из них написаны «сухим» профессиональным языком и сложны для понимания тем, кто хотел бы иметь представление об энергоаудите «на уровне пользователя» (по аналогии с применением компьютеров).

Подавляющее большинство тех, кто должен пройти обязательное энергетическое обследование (энергоаудит), до выхода федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности… » совершенно спокойно жили без этого. Однако, в рамках провозглашенного руководством страны курса на модернизацию экономики, в 20012-2013 годах власти стали обращать значительное внимание вопросам энергосбережения, что привело к принятию федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-фз и ряда подзаконных актов

Энергоаудит может проводиться в обязательном порядке либо добровольно. Что касается «добровольных» энергообследований, на практике чаще всего встречаются заказчики, желающие получить государственные субсидии или реально занимающиеся энергосбережением.Наиболее распространенная категория потребителей услуг энергоаудиторских компаний — это лица, подлежащие обязательному энергетическому обследованию.В отличие от действовавшего ранее закона № 28-фз «Об энергосбережении», новый закон № 261-фз содержит как жесткие санкции, так и меры стимулирующего характера.

При таких штрафах проведение энергоаудита может оказаться дешевле потенциально возможных санкций! В то же время, экономия средств, достигнутая за счет снижения потребления
ресурсов бюджетным учреждением, при определенных законом № 261 -фз условиях может использоваться на увеличение годового фонда оплаты труда учреждения!

Можно выделить следующие основные мотивы, влияющие на решение заказать энергетическое обследование:

Иметь надлежащим образом оформленный и зарегистрированный энергетический паспорт, чтобы соблюсти требования федерального законодательства и избежать наложения
больших штрафов как на учреждение (организацию), так и на его руководителя.Исполнять принятую ранее программу энергосбережения. Как правило, в программных мероприятиях предусматривались обязательные энергетические обследования, соответственно проведение обследований позволяет достичь запланированных целевых показателей реализации программыэнергосбережения. Кроме того, предложенные в энергопаспорте мероприятия по энергосбережению позволяют уточнить ранее разработанную программу энергосбережения, сделав ее более корректной.Снизить потребление ресурсов. Постоянный рост затрат на энергоресурсы «подталкивает» к сокращению их потребления. Кроме того, следует помнить о требованиях статьи 24 закона 261-фз, обязывающей уменьшить потребление энергоресурсов в бюджетной сфере на 15% по сравнению с 2009 годом.
Регулируемые организации «зажаты» в части своих отпускных цен, в то время как затраты — на газ, электроэнергию, материалы растут существенно большими темпами, чем регулируемые тарифы на тепло, воду и стоки. В таких условиях, сокращение потребления является необходимым условием для осуществления безубыточной деятельности ресурсоснабжающих организаций.Получить дополнительную зарплату, воспользовавшись заложенными в часть 3 статьи 24 закона № 261-фз стимулирующими мерами, в частности — возможностью перераспределить полученную сверх установленных законом 15%-го снижения экономию на фонд оплаты труда учреждения.

Кому нужен энергоаудит?

В статье 16 закона № 261 -фз установлены 6
категорий лиц, для которых
проведение энергетического обследования является обязательным:

  • органы государственной власти,
  • органы местного
  • самоуправления,
  • наделенные правами
  • юридических лиц;

Прежде всего — это администрации городских, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов и т.п.

Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>